Вывод, к которому я недавно пришла, почти сподвиг меня на то, чтобы отказаться от дизайн-проекта как идеи в принципе. Я листала свой блог и вспоминала все те места, в которых была. И чем больше вспоминала, тем все больше укоренялась во мне мысль о том, что дизайн бара это даже не второстепенная вещь, а гораздо дальше. То есть это, конечно, эстетически прекрасно, но это не значит, что без дизайна не может быть хорошего бара.

Но на самом деле дизайн пространства – это в первую очередь его функциональность, а уж потом украшательство. И если второе совсем не важно, то первое – необходимо. Функциональность – это то, что делает твой бар удобным, продуманным, таким, в котором ничего не напрягает ни гостей, так и тех, кто в нем работает. Поэтому мысль о дизайн-проекте сложилась именно не в «что» сделать , а «как» сделать. Полагаться в этом на свои силы глупо – на момент поиска дизайнеров я не знала даже, какая обычно высота у барных стоек.

вот с чем нам предстояло работать

Поиск дизайнера

Найти дизайнера оказалось не так просто, как я думала. С одной стороны, как всегда, хочется, чтобы было вменяемо по деньгам, с другой – чтобы люди были опытные. С третьей, как вдруг выяснилось, многие дизайнерские компании не очень-то активно отвечают на сообщения, звонки и письма. В общем, я пришла к двум механизмам поиска:

1.Когда нравится определенный стиль или определенные места, можно узнать, кто их делал и обратиться к тем же людям или компаниям. Всегда как-то спокойнее доверять рекомендациям, но важно понимать, слышит ли дизайнер тебя или идет уже по накатанной схеме.

2. Загуглить. Да. Просто пальцем в небо. Риски очевидны, но вариантов значительно больше.

Я сделала и так, и так. В итоге мне показалось правильным выбрать не просто дизайнера, который работает сам на себя, а дизайнерскую студию со штатом специалистов (кроме самих дизайнеров, еще архитекторы, технологи и пр.). Мы остановились на студии Nota Bene. Кстати, кроме разработки самого дизайна, есть еще такая вещь, как авторское сопровождение: когда дизайнеры помогают именно во время стройки, общаются со строителями и мебельщиками, следят за тем, чтобы все выполнялось по чертежам и оперативно решают проблемы. Обычно, это в стоимость дизайн-проекта не входит и оплачивается отдельно, но для нас сделали исключение, мы за эту услугу дополнительно не платили.

Работа над дизайн-проектом

Когда я делала ремонт в квартире, многие решения принимались спонтанно и над целостным дизайн-проектом я работала впервые. Честно сказать, это захватывающе, когда проект принимает такие конкретные очертания! Вот как это все происходило:

1. Сначала составляется подробное ТЗ и это ТЗ строится не по принципу «здесь хочу зеркало, а здесь люстру». Все начинается с азов. Когда я пришла в студию, меня стали подробно расспрашивать, что будет за место (бар или кафе), какая посадка (высокая, низкая), как будет работать заведение, какой концепт, есть ли рабочее название, какую мы хотим получить атмосферу, какая нравится стилистика, сколько денег мы готовы вложить в ремонт и отделку и кто наша целевая аудитория.

Кстати, о целевой аудитории. Я не раз сталкивалась с тем, что на вопрос «для кого ваш бар?», многие отвечают «для всех». Но так не бывает. Если ответ такой, то концепции нет и никто вам ничего по-настоящему хорошего не нарисует и не спроектирует. Я долго думала об этом, и пришла к выводу, что на определении своих гостей строится вообще все – от задумки до цен. Потому что они должны понять, что вы сделали, а вы должны сделать понятно для них. И тогда все сложится. Ой, я об этом могу долго говорить, это наболевшая тема.

я искала картинки в pinterest и instagram

2. Подбор картинок. Я как человек по образованию редактор – очень люблю референсы, когда пишу ТЗ. Ищу картинки в инстаграме или в pinterest. Ни в коем случае, мы не просили ничего копировать, но это прямая иллюстрация того, что у меня в голове, картинки дали дизайнерам представление о том, в каком направлении я думаю и что я вижу, когда говорю про свой бар. При этом я не зацикливалась на деталях, скорее речь шла о цветах, геометрии и настроении. Я пришла к дизайнерам с кипой референсов и слоганом: интеллект, ирония, эпатаж. Согласитесь, это лучше транслирует мои ожидания, чем «я хочу вот такую люстру и вот такие обои». При этом у меня уже было четкое понимание концепции и название, от которого довольно многое потом и плясало.

3. После того, как мы составили ТЗ, оговорили детали и пожелания, дизайнеры подобрали свои референсы. Это классный переходный этап между моими идеями и финальной картинкой, такое согласование ожиданий. На нем мы откалибровали наши представления о том, как мы хотим, чтобы все выглядело в финале. Здесь мы уже подробнее поговорили про детали, решили, например, что хотим стулья со спинкой, но без подлокотников (это важно, потому что стулья с подлокотниками должны быть значительно шире и будут занимать больше места, сокращая количество посадок), уточнили глубину барной стойки, потыкали в картинки, мол, нравятся вот такие фактуры, такие цвета, такая стилистика, а что-то наоборот – совсем мимо.

референсы, которые подобрали дизайнеры

референсы, которые подобрали дизайнеры

4. Примерно в это время на меня свалилось новое слово – технология (что это такое и почему вдруг всем она понадобилась?). Всего на всего, технология – это расположение оборудования: холодильников, моек, рабочих станций, льдогенератора и прочего. Кроме того, в технологии прописывается количество посадок, количество работников в смену, предполагаемое время работы и прочее. Это очень важно, как выяснилось! На технологию опираются проектировщики, санстанция и прочие ведомства. Ее лучше согласовать заранее, чтобы потом не пришлось переставлять мебель и переделывать бар (или кухню). Поэтому тут нам пришлось напрячь еще и знакомых барменов, чтобы помогли сориентироваться по конкретному оборудованию. И я поняла, что уже на этом этапе нужно бы определиться, если не с командой, то точно с шеф-барменом.

так выглядит схема расстановки оборудования. Сразу понятна геометрия бара

5. А потом была визуализация. Это самый волнительный и самый приятный этап – нам показали, как будет выглядеть бар. Я себя знаю: в такие моменты у меня сначала щенячий восторг, а потом я успокаиваюсь и начинаю видеть то, что мне не нравится. Поэтому я не отрываясь смотрела на нее примерно неделю. В итоге я убрала качели вместо стульев, потому что это неудобно и слегка не к месту, заменила кое-где дерево на стекло, чтобы смотрелось легче, долго думала, на что поменять надоевшую сетку. Я вовсе не претендую на то, чтобы быть круче дизайнера, но две головы, как известно, лучше одной. Вот только про туалет я тогда промолчала, так что пришлось его переделывать позже (надо слушать свой внутренний голос сразу, Полонецкая!).

Было важно проговорить все, что вызывает сомнения, и уточнить все, что кажется непонятным. Важно было не просто увидеть картинку, а разобраться в ней, потому что строить бар по ней потом будем мы. Кстати, во время таких обсуждений и внесении правок появляются и новые идеи, у нас так вышло с подсветкой бара. Добавили немного розового — и все прям заиграло.

6. Спецификация материалов. Спецификацию материалов тоже сделала дизайн-студия, как и чертежи пространства и мебели с указаниями по отделки полов, потолков и стен, с расположением розеток, выключателей, плинтусов, подвода воды и прочего.

Спецификация носит рекомендательный характер. Никто не мешает потом сесть и сделать альтернативную табличку, найти что-то дешевле, как я и сделала, но осторожно, чтобы не отойти от дизайн-проекта на почтительное расстояние. Я не меняла основы – геометрию, цветовые решения, пол, стены и потолок, стулья. Играться можно с деталями, декором, мы например заменили дорогущие польские светильники (по 600 рублей) на икеевские (по 10 евро) и отказались от нескольких рисунков на стенах, чтобы не было перебора, по некоторому декору еще не решили – вопрос в цене.

Для меня было важно понять и принять именно это – вот так будет выглядеть мой бар. Если я начну что-то хаотично менять в нем, то и получу на выходе невнятный хаос, мне для того и рисовали картинку, чтобы она была целостной и полной, и чтобы я сама представляла, что именно я делаю.

кое-что из наших чертежей по мебели

Кое-что про дальнейшую судьбу дизайн-проекта

Я вот особенно горжусь тем, что с самого начала продумала связь дизайн-проекта и его будущего воплощения.

Я рассуждала так: много денег на ремонт у нас нет, а делать в самом помещении нужно ого-го. Экономить на вентиляции, полах и прочих жизненно необходимых вещах нельзя, поэтому нужно экономить на отделке. Но чтобы не использовать дешевые материалы и не выглядеть бедно, нужно придумать такой дизайн, который просто не будет предполагать дорогих интерьерных решений.

Пример. Если бы мы хотели бар в стиле ар-нуво или барокко, то не обошлось бы без резной мебели невероятных форм или гипсовых ангелов. Мы же выбрали mid century modern и конструктивизм – формы проще, деталей меньше. Это позволило сделать всего пару акцентов (цвет и плитка на полу), чтобы все помещение сразу оформилось.

Плюсы и минусы работы с дизайн-студией

Сейчас кажется, что именно этот этап в открытии бара был самым простым и беззаботным: просто рассказываешь, что ты хочешь, а кто-то это делает. Но свои нюансы все же были.

Для нас, маленьких ребят, открывающих маленький бар, работа с большой дизайн-студией была сложной в плане коммуникаций. Чаще всего решения, документы, выезды «на объект» нужны были супер оперативно: сегодня, вчера, — и часто мы тормозились потому, что весь процесс проходил не напрямую со специалистами, а через проджект-менеджера.

Однажды вообще случился нежданчик. Наши рендеры вдруг взяли и появились в сети, без всякого согласования с нами. И даже после моей просьбы убрать их, ничего не убрали, объяснив это тем, что так студия заявляет свои права на дизайнерские решения.

Тем не менее, сам дизайн вышел именно таким, как мы хотели, ни на кого не похожим, сдержанным, но ироничным, простым, но интеллектуальным, с неочевидными аллюзиями и смелыми решениями. Они действительно поняли нашу задумку, нашу стилистику, вникли в тему и сделали не декор, не украшательство, а цельный, продуманный и удобный бар. И это главная заслуга студии, ее главная цель и задача, с которой они справились на все сто. Но рендеры все равно не покажу, лучше потом «до» и «после».

 

Как мы составляли бизнес-план

Как мы искали помещение

УДОБНЕЙ СЛЕДИТЬ В ФЕЙСБУКЕ

 

За новостями можно сделить на фб — https://www.facebook.com/barpass.by/

или в телеграм-канале — https://telegram.me/barpassby

или в instagram — https://www.instagram.com/barpass.by/